Архитектурный словарь | Бизнес словарь | Биографический словарь | Даля словарь | Джинсы | Логический словарь | Медицинский словарь
Морской словарь | Ожегова Словарь | Религиозный словарь | Сексологический словарь | Словарь имён | Словарь мер | Словарь нумизмата
Словарь по психологии | Словарь символов | Строительный словарь | Финансовый словарь | Этнографический словарь |


Биографический словарь

В начало  Биография, bjuhfabz, автобиография, легенды
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Последние запрашиваемые слова

Белецкий-Носенко Павел Павлович.
Белецкий-Носенко (Павел Павлович) - малороссийский писатель и педагог, из дворян Полтавской губернии; в 1788 г. сражался под Очаковым, а в 1794 г. участвовал в штурме г. Праги. Около 1798 г. Белецкий-Носенко оставил военную службу и навсегда поселился в г. Прилуках (Полтавской губернии), где основал в 1789 г. двухклассное народное, в 1812 г. преобразованое в 3-классное поветовое (уездное) училище. Кроме того, Белецкий-Носенко учредил в Прилуках частный пансион, существовавший еще в 1831 году. Энциклопедически образованный, Белецкий-Носенко представлял собою тип человека Екатерининской эпохи, когда старались приготовлять людей, способных ко всякого рода государственной службе. В своих свыше чем 60 сочинениях Белецкий-Носенко является эстетиком, романистом, философом, историком, филологом, этнографом, врачом, сельским хозяином и пр. Белецкий-Носенко постоянно старался идти в уровень с развитием знания и общественной мысли. Он вел с 1813 по 1826 г. деятельную переписку с обществом наук при Императорском харьковском университете, а с 1826 по 1839 годы - с петербургским Вольно-Экономическим Обществом. Литературную деятельность начал переводом с французского романа "Семейство фон Гальден", А. Лафонтена (4-е части, 1808); затем последовали: "Сказки на малороссийском языке" (1812); "Словарь немецких писателей" (1816); "Ломоносов и Державин, величайшие лирики российские" (1818); "Пасечник, или Опытное пчеловодство в южной полосе России" (1818; с дополнением, 1845); "Существенные свойства поэзии и риторики" (1821); "Логика" (1821); "Баллады на малороссийском языке" (1822 - 1829); "Басни"; "Начальное основание римского права" (1826); "Зиновий Богдан Хмельницкий" (3 части, 1829); "О заразительной болезни холере" (1831); "Иван Золотаренко" (1839); "Словарь малороссийского, или юго-восточного русского языка" (1841 - 1842) и др. Перечень его трудов помещен в "Москвитянине" 1855 г.; по-видимому, вскоре после 1855 г. Белецкий-Носенко и умер. Изданы в 1871 - 72 годах в Киеве его: "Горпинида чи вхопленная Прозерпина"; "Приказки"; "Гостинец землякам и спиви в образних ричах" и "Пасечник". Ср. Н.И. Петрова "Очерки истории украинской литературы XIX столетия" (Киев, 1884, стр. 36 - 56). подробнее >>

Волков Федор Григорьевич.
Волков Федор Григорьевич - первый русский профессиональный актер (1729 - 1763). За ним утвердилось имя основателя русского театра. Формально это не совсем верно, но действительно лишь с Волковым наш театр вступил на правильный путь. Сведения о нем и о его деле не отличаются ни полнотой, ни достоверностью. По всей вероятности, родина Волкова - Кострома, а не Ярославль, как предполагали раньше. Отец его, костромской купец, умер, когда он был еще ребенком. Мать его вступила во второй брак с ярославским купцом Полушкиным, оказавшим доброе влияние на пасынка. Учась в Москве, Волков, по свидетельству Шаховского , "отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты". Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, "пристрастно прилежал, - по словам Новикова, - к познанию наук и художеств". Он рано стал принимать участие в делах отчима, быть может, даже управлял ими. Это вызвало ряд его поездок в Петербург, где увидал впервые и итальянскую оперу, и немецкие спектакли труппы Аккермана, и русские любительские спектакли. После смерти Полушкина (1747), Волков решил завести театр у себя в Ярославле. Первые попытки его в этом направлении относятся к 1750 - 1751 гг. Не точно установлено и место первых спектаклей, как происходивших еще в мало приспособленном помещении, так и перенесенных уже в настоящий театр. Лишь приблизительно известен и репертуар этих ярославских спектаклей. Несомненно, что Волков с товарищами, среди которых был Нарыков, позднее прославившийся под именем Дмитревского, сыграли в Ярославле комедии Дмитрия Ростовского, комедию Грегори и оперу "Титово Милосердие", Метастазио, причем либретто было, вероятно, переведено самим Волковым. Есть догадка, что было в репертуаре и несколько пьес Волкова, написанных на ярославские нравы. Молва о театре ярославских юношей дошла до императрицы Елизаветы . Последовал приказ привезти ярославцев в Петербург. В январе 1752 г. ярославцы были уже в Петербурге, поместились в Смольном дворе, а 18 февраля они, в присутствии императрицы и "некоторых знатных персон", "отправляли" комедию "О покаянии грешного человека" Дмитрия Ростовского. Опыт был удачен; волковскую труппу оставили в Петербурге и поместили в кадетский корпус, где будущие актеры занимались словесностью, иностранными языками, гимнастикой, а также декламацией и сценическими приемами. Волков стал учиться с увлечением, тратил последнее на выписку из-за границы "театральных и проспективических книг". Вероятно, давались и спектакли, не только закрытые, но и открытые. 30 августа 1756 г. состоялся указ, начинавшийся словами: "повелели мы нынче учредить русской для представления трагедий и комедий театр, для которого отдал Головинской каменный дом, что на Васильевском острове близ кадетского дома". Указом этим открывается официальная история российского театра. "Дирекция того русского театра поручается от нас, - говорится дальше в указе, - бригадиру Александру Сумарокову". Приблизительно через месяц Сумароков составил труппу, в которую, как основное ее ядро, вошли ярославцы, затем семь человек певчих и четыре актрисы: ярославка Мусина-Пушкина , Зорина и две Ананьины . Об этом периоде жизни Волкова мы имеем всего меньше точных сведений. Волков, выделявшийся и своей подготовленностью, и своим развитием, и своими сценическими способностями, был облечен званием "первого русского актера". Он был и актером, и режиссером, по некоторым сведениям - и драматургом; никаких пьес его, оригинальных или переводных, не сохранилось. Приписываются ему, между прочим, переводы Мольера; всего с его именем связывают около 15 произведений, им сочиненных или только переделанных или переведенных. Как актер, Волков производил впечатление очень большое. В "Чистосердечном признании о делах моих и помышлениях" Фонвизин передает впечатления от виденного им в Петербурге, когда ему было 14 лет, спектакля. О Волкове он пишет так: "Муж глубокого разума, исполненный достоинства, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным". Новиков, также говоря о "проницательном и обымчивом разуме" Волкова, признает в нем "редкие дарования, украшенные многими учением и прилежанием". "Театральное искусство, - прибавляет Новиков, - Волков знал в высшей степени". По-видимому, в игре его были простота и большая страстность; по крайней мере, один из современников свидетельствует, что ему лучше всего удавалась роль бешеного. В декламации его были, по-видимому, дефекты; она была далека от того совершенства, которого добился Дмитревский. Волков читал стихи, по одному свидетельству, протяжно и нараспев, но голосом гармоничным и звучным, и "исполненной страсти игрой увлекал и соотечественников, и иностранцев". В 1759 г. Волков, вместе с актером Шумским, был командирован в Москву, чтобы устроить и там публичный театр. Театр Локателли , в котором в ту пору игрались итальянские оперы и русские драмы, пришел в расстройство; Волков, по-видимому, занялся приведением его в порядок, выписал для этого театра несколько актеров из Петербурга. Ему приписывается видная роль в том перевороте, который возвел на престол Екатерину II . Легенда рассказывает, что он в критическую минуту прочитал, держа перед собой чистый лист, не бывший написанным манифест. Рассказывается, далее, что Екатерина, воцарившись, предложила Волкову быть кабинет-министром, возлагала на него орден Андрея Первозванного, но Волков будто бы от всех этих почестей отказался, сохранив за собой доступ в кабинет государыни без доклада. П.О. Морозов делает вероятную догадку, что все эти рассказы относятся не к актеру Федору Волкову, но к кабинет-секретарю Петра III , Дмитрию Волкову . Невыясненным остается и пожалование Екатериной Волкову дворянства и семисот душ крестьян. В дни коронования императрицы Екатерины Волкову было поручено устройство в Москве маскарадного гулянья, носившего название: "Торжествующая Минерва", по программе, написанной Херасковым , с хорами, написанными Сумароковым. Описание этого грандиозного маскарада дает, заимствовав его из старинной брошюры, И. Горбунов в своих "Очерках из истории театра". Волкову это гулянье стоило не только большого труда, но и жизни: во время маскарада он простудился и вскоре умер. Он похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине девяностых годов на кладбище установлена памятная доска. Н. Э. подробнее >>

Бертенсон Лев Бернардович.
Бертенсон, Лев Бернардович, - врач и гигиенист, лейб-медик. Родился в 1850 г. в Одессе. По окончании курса медико-хирургической академии занялся внутренней медициной в клиниках профессора Экка и Эйхвальда , затем в спб. Рождественской городской больнице и в спб. Николаевском военном госпитале, где был консультантом. С 1890 г. - член горного ученого комитета, с 1898 г. - непременный член медицинского совета, с 1903 г. - совещательный член военно-медицинского ученого комитета. По инициативе Бертенсона введено преподавание первой помощи в несчастных случаях и профессиональной гигиены в горных училищах и в горном институте, и основана Всероссийская Лига для борьбы с туберкулезом. Он принимал также участие в проведении ряда санитарных законов по охране рабочих. Главнейшие из научных его работ: "Наблюдения над действием Коховской лимфы на больных бугорчаткой внутренних органов" ("Военно-Медицинский Журнал", 1891 - 1892); "К диагностике новообразований сердца. Миксома левого предсердия" ("Врач", 1893); "Санитарно-врачебное дело на горных заводах и промыслах Урала" (1892); в "Замосковных и Средне-Волжского округа" ("Горный журнал", 1895); "На горных промыслах Царства Польского" ("Горный журнал", 1897); "Лечебные воды, грязи и морские купания в России и за границей" (СПб., 1901). подробнее >>

Петропавловский Иван Михайлович.
Петропавловский (Иван Михайлович) - духовный писатель; образование получил в Казанской духовной академии; преподаватель в Могилевской духовной семинарии. Написал: "О многоженстве у древних евреев" ("Могилевские Епархиальные Ведомости", 1884), "Феодосий Василевич, епископ Могилевский, 1669 - 78" (ib., 1887, № 32 - 35), "Исторические сведения о состоянии православия в Могилевской епархии после смерти епископа Могилевского Феодосия Василевича с 1678 по 1699 годы" (ib., № 16 - 17), "Сильвестр II, князь Святополк Четвертинский, епископ Могилевский" (Могилев, 1893). подробнее >>

Рахманинов Иван Герасимович.
Рахманинов (Иван Герасимович) - издатель и переводчик, поклонник Вольтера. Еще во время службы в конной гвардии он издавал журнал "Утренние Часы" (1788 - 89) и основал типографию в Петербурге. Выйдя в 1791 г. в отставку, Рахманинов перевез свою типографию в собственное имение Казинку, Козловского уезда Тамбовской губернии, где и печатал разного рода переводные и оригинальные сочинения без дозволения цензуры. Вскоре (1795) по доносу козловского цензора Сердюкова типография Рахманинова была закрыта, издания опечатаны и он отдан под суд. Дело затянулось до 1797 г., когда типография со всеми книгами сгорела и Рахманинов был освобожден. В числе опечатанных книг были три, переведенные самим Рахманиновым: "Аллегорические, философические и критические сочинения господина Вольтера", "Ненависть, побежденная любовью" и "Политическое завещание господина Вольтера". См. "Древняя и Новая Россия" (1878, том I), "Библиографические Записки" (том I, стр. 279), "Русский Архив" (1865, том I) и "Известия Тамбовской Ученой Архивной Комиссии" (XVIII выпуск). подробнее >>


Архитектурный словарь | Бизнес словарь | Биографический словарь | Даля словарь | Джинсы | Логический словарь | Медицинский словарь
Морской словарь | Ожегова Словарь | Религиозный словарь | Сексологический словарь | Словарь имён | Словарь мер | Словарь нумизмата
Словарь по психологии | Словарь символов | Строительный словарь | Финансовый словарь | Этнографический словарь |


Словари - Биографический словарь

0.086881875991821